Япония десятилетиями остается одной из самых популярных стран. О ней хочется читать, узнавать, смотреть. То ли из-за того, что она столько веков была скрыта от мира и теперь всем интересно увидеть, что пряталось от глаз, то ли из-за самобытной культуры, окутанной тайной, которую мечтаешь постичь.
Для кого-то Япония — роботы, небоскребы, неоновые вывески и фантастическое будущее, для кого-то — многовековые традиции, уцелевшие в хаосе современного мира. Мы собрали семь фильмов, которые расскажут о разной Японии и помогут лучше понять Страну восходящего солнца.
Все фильмы в подборке порекомендовали наши опытные проводники по Японии Эмма Зуева и Сережа Очередько.
Трудности перевода (2003)
Нет, это не история про Google Translate. Фильм-настроение, в котором нет динамичности, зато есть тонкий юмор. Кинозвезда Боб Харрис и выпускница колледжа Шарлотта встречаются в токийском отеле. Между ними не завязывается бурный роман, а складывается тихое понимание, поддержка взглядами и договоренностями. Кино овеяно романтической меланхолией.
Фильм-настроение об экзистенциальной тоске на фоне огромного, незнакомого, бурлящего жизнью города. Япония показана глазами чужака. София Коппола создает почти гипнотическую атмосферу отчужденности через призму японской культуры, где даже самые яркие краски кажутся приглушенными. Языковой барьер здесь становится метафорой: друг друга не понимают не только японцы и американцы, но и супруги, а так важно говорить на одном языке, не нося в сумке разговорник.
В наших историях знакомим с Японией и помогаем постичь ее без переводчиков и путеводителей.
На рассвете (2024)
Это японская драма о дружбе людей с ментальными расстройствами: Мисы Фудзисавы, страдающей предменструальным синдромом, и Такатоси Ямадзоэ, переживающего панические атаки. Режиссер мастерски погружает зрителя в медитативное исследование человеческих отношений. Центральная тема фильма — трансформация личности и возможность нового начала, что особенно остро ощущается в утренних сумерках, ставших символом надежды и перемен.
«На рассвете» прекрасно отражает традиции японского кино — внимание к деталям, умение передать настроение через визуальные образы и внутреннюю энергетику персонажей. Он оставляет зрителю пространство для размышлений и приглашает погрузиться в тихое и светлое утро перемен. Кто знает, может, завтра человек, который казался тебе всего-навсего раздражающим коллегой, покажет тебе, что жить нужно легко и играючи, а поддержка придет от тех, от кого ты ее совсем не ждешь.
Магазинные воришки (2018)
Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и стала одним из самых обсуждаемых японских фильмов на Западе. Это криминальная драма о необычной бедной семье, живущей мелкими кражами. Однако необычной эту семью делает не только общий промысел. Постепенно зритель узнает, что у героев есть свои скелеты в шкафу.
Фильм ставит под сомнение традиционное понимание семьи как кровного союза. Он показывает, что настоящие связи могут формироваться благодаря любви, взаимопомощи и осознанному выбору, а не только генетическому родству. Картина показывает жизнь изгоев японского общества, которые вынуждены жить на грани закона.
В центре внимания — разбитая жизнь, чувство отчужденности и попытки найти уют и понимание в мире, где всё кажется безнадежным. Фильм наполнен тихими, почти документальными сценами, которые погружают в непарадную Японию, скрытую от глаз туристов. Режиссер не дает однозначного ответа на вопрос о том, что правильно, а что нет. Он заставляет зрителя задуматься о границах морали, когда речь идет о выживании и любви.
Помпоко: война тануки в период Хэйсэй (1994)
Это очаровательное полнометражное аниме о племени енотовидных собак-оборотней тануки, которые пытаются спасти свои леса от уничтожения. На окраинах Токио начинается масштабное строительство: люди сносят храмы, вырубают деревья, а там, где была солнечная поляна, теперь стоят тракторы. Тануки возрождают древнее искусство превращений, чтобы отвоевать свой дом и право на свободное существование.
Режиссер Исао Такахата написал монографию об анимационных приемах в японской средневековой живописи и через призму фольклора в фильме рассказывает об экологических проблемах своей страны. Аниме особенно понравится тем, кто хочет лучше познакомиться с японской мифологией. Здесь и парад духов и монстров, который цитирует свиток XVI века «Хякки-ягё-дзу», и герои из знаменитого свитка двенадцатого века «Тёдзюгига» («Карикатуры из жизни животных»). Его отсылки становятся глубоким комментарием к противостоянию человека и животных в контексте японской культуры.
Это не просто эпическая картина о борьбе за выживание, приправленная смешными шутками, но и глубокое размышление о взаимоотношениях человека и природы в условиях современного мира и о неизбежности перемен, с которыми приходится сталкиваться всем живым существам.
В наших историях показываем и те места, которые не тронуты руками человека. Может, в них и водятся тануки…
Сядь за руль моей машины (2021)
Психологическая драма Рюсукэ Хамагути, экранизация рассказа Харуки Мураками, получившая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и призы Каннского кинофестиваля. Известный режиссер и актер Юсукэ Кафуку приезжает в Хиросиму, чтобы поставить пьесу Чехова «Дядя Ваня». Согласно условиям фестиваля, ему предоставляют личного водителя — девушку по имени Мисаки. Проводя время в машине, они начинают доверять друг другу, и Юсукэ постепенно переосмысливает свои отношения с погибшей женой и собственную жизнь. Их поездки в машине становятся метафорой движения к исцелению и обретению внутреннего покоя.
Что общего между Чеховым и психотерапией? Постановка «Дяди Вани» становится для Кафуку способом справиться с горем. Каждый участник спектакля видит в искусстве способ осмыслить свою жизнь и события. Пьеса Чехова — зеркало их собственных судеб и проблем.
Фильм отражает присущую японскому кинематографу неспешность, размеренность и внимание к деталям. Это вдумчивое, «тлеющее» кино, в котором атмосфера важна так же, как и сюжет. «Сядь за руль моей машины» получил широкое признание критиков и зрителей за свою тонкость, глубину и эмоциональную силу. Фильм часто называют одной из лучших работ последних лет за то, как он деликатно и проницательно затрагивает универсальные и важные для японского кинематографа темы человеческих отношений, горя и поиска гармонии в жизни, в которой всё идет не по плану.
Ран (1985)
Трагическая эпическая драма о власти, предательстве и разрушении семьи, основанная на «Короле Лире» Шекспира и перенесенная в феодальную Японию. Стареющий военачальник решает разделить владения между тремя сыновьями. Эта роковая ошибка становится началом братоубийственной войны.
Само слово «Ран» (乱) в японском языке означает «хаос, смятение». Весь фильм пронизан батальными сценами и насилием — зло неизбежно. За классическим боевиком срывается философия: решения, принятые из-за человеческих слабостей, ведут только к разрушению, опустошению и смерти. Режиссер Акира Куросава показывает, как герои истории получают расплату за свои ошибки. Даже те, которые остались за кадром.
Фильм отличается невероятным визуалом. Куросава, как талантливый художник, использует цвет для создания яркой, почти галлюцинаторной картины, в которой каждый цвет имеет свое значение. Эффектные костюмы, масштабные батальные сцены и мощные, запоминающиеся образы окунают зрителя в атмосферу средневековой Японии. Шекспировский сюжет и восточный колорит изящно и органично переплетаются друг с другом. Фильм заслуженно стал классикой японского кинематографа.
Ан (Sweet Bean, 2015)
Это нежная и проникновенная картина о японской культуре, кулинарии и тонкой связи человека с природой. Пожилая женщина Токуэ начинает работать в небольшой забегаловке, в которой готовят японские блинчики — дораяки. Их «душа» — это начинка, сладкая бобовая паста (та самая «ан»), которую старушка Токуэ умеет готовить лучше всех. Волшебство японской кухни в важности не только четких инструкций, но и уважения к каждому из ингредиентов.
Фильм «Ан» Наоми Кавасе рассказывает о японской культуре через призму традиционной кулинарии. Картина подчеркивает важность еды как духовного и культурного ритуала, способного объединять людей. Приготовление пищи становится актом заботы и выражением человеческой доброты в современном японском обществе. Режиссер мягко исследует темы старения, одиночества и восстановления через простые, но глубокие диалоги.
«Ан» — это не только история о еде, но и медитативное размышление о жизни, о том, как культура и природа переплетаются в повседневных ритуалах. Фильм показывает глубину японского восприятия мира, где каждое действие несет в себе смысл, а цветущее дерево вишни может подарить надежду.