Наверняка каждый любит время от времени покатать на велосипеде. А думали ли вы о том, чтобы не ограничиваться курсированием по городу или по ближайшему парку, а отправиться в многодневный поход? Да, прямо на велике! Это совершенно другое удовольствие, скорость и угол зрения даже на привычный туристический маршрут.
Вело-ПВД по Верхней Волге в мае
Чтобы попробовать себя в велотуризме, можно отправиться с нами по простому маршруту выходного дня. Это три дня катания по живописным местам на легке (двигаемся с машиной сопровождения), купание в реке (если стоит жаркий день), ночёвка в палатках на свежем воздухе и, наше фирменное, самая вкусная походная еда эвер!
Ближайший вело-ПВД 29-31 июля, очень рекомендуем попробовать этот формат.
Чтобы вы лучше понимали, что такое велотуризм и какое снаряжение потребуется нам в больших велоисториях, мы вместе с проводником велопутешествий Максимом составили подробную заметку.
Со времён изобретения первых велосипедов многие романтики и искатели приключений использовали их для своих путешествий. Не теряют актуальности велопутешествия и сейчас, а технический прогресс не стоит на месте, делая современный велотуризм очень многообразным. Правда, вместе с этим становится все сложнее разобраться во всем самостоятельно, но мы попробуем вам в этом помочь и разберемся вместе!
Выбор снаряжения напрямую зависит от формата путешествия, поэтому прежде нужно определиться с тем, какие они бывают и какой интересен именно вам.
Велоэкспедиции предполагают отсутствие дорог общего пользования и благ цивилизации на большей части маршрута. Маршруты таких экспедиций включают автономные участки разной продолжительности, но не обязательно сверхсложные. Они сочетают в себе передвижения по красивейшим природным объектам с преодолением препятствий: броды, перевалы, пески и заболоченные участки. Также подразумеваются ночёвки в палатках и самостоятельное приготовление пищи на костре или горелке. Уровень подготовки, необходимый для участия в экспедиции, зависит непосредственно от сложности маршрута и должен обсуждаться индивидуально.
Сюда можно отнести так называемый европейский велотуризм. Путешествие по дорогам с хорошим покрытием, ночёвки в гостиницах или специально подготовленных кемпингах, с посещением культурно-исторических достопримечательностей и питанием в придорожных кафе/ресторанах. Или же велопоходы по относительно диким местам, но с машиной сопровождения, которая берёт на себя перевозку всего снаряжения и организацию бивака, что позволяет проезжать большие расстояния с меньшими энергозатратами, сосредоточившись на более динамичном и техничном катании. Обычно требования к опыту участников в таких мероприятиях минимальны и ограничиваются только тем, какие суточные расстояния человек способен покрывать на велосипеде
Главная задача такого вида туризма —спортивный результат. Например, «категорийный туризм», в котором поэтапно участники проходят походы всё большей категории сложности, защищая свои достижения перед специальной комиссией. Или ультрамарафонские гонки на самообеспечении, когда участники преодолевают тысячи километров на время без машин сопровождения и команд поддержки. Спортивный велотуризм предполагает хороший уровень подготовки и подходит очень опытным туристам, скорее даже спортсменам.
Поход может быть любого из вышеперечисленных форматов и любой категории сложности. Основное отличие — небольшая продолжительность от 2 до 4 суток. Для новичков вело-ПВД является отличной возможностью попробовать уехать куда-то дальше своего парка, приобщиться к миру велотуризма и в процессе понять какой формат велопутешествий более интересен. Для опытных участников это хорошая возможность заняться любимым делом между более серьёзными и продолжительными маршрутами, прокачать скиллы, обкатать снаряжение и потренироваться в приятной компании.
Сюда можно отнести кругосветки или многомесячные путешествия, которые покрывают целые регионы, страны и континенты. Обычно проходят в комбинированном формате, сочетая экспедиционный, туристический и иногда даже спортивный форматы. Такой формат требует большого опыта и хорошей физической подготовки!
Сейчас на рынке существуют десятки типов велосипедов и новичку порой трудно понять, какой перед ним велосипед и насколько он походит для того или иного вида велотуризма. Для наглядности мы перечислим все основные типы велосипедов и определим какой вариант всё-таки лучше.
MTB (горные велосипеды) с ригидной или амортизационной вилкой – наиболее универсальный вариант, который отлично подходит для всех видов велотуризма.
Фэтбайки (велосипеды с очень толстыми покрышками) — лучший выбор для зимнего и экспедиционного велотуризма в условиях сильного бездорожья, незаменим на маршрутах с обилием песка. На маршрутах с хорошим дорожным покрытием смысла в таком байке нет.
Плюсовики (среднее между обычным горным велосипедом и фэтбайком) —идеальный выбор для экспедиционного туризма: лучшее соотношение проходимости и наката. Проходит практически по любому бездорожью, но и вполне достойно показывает себя на асфальте. Часто именно такие велосипеды делают специально заточенными под велотуризм.
Гравелы (велосипед с рулём бараном как у шоссера, но с колёсами как у горного) — идеальный выбор для маршрутов с преобладанием асфальта и хорошо укатанных грунтов. Также подходит и для экспедиционного туризма несложных категорий. Чем больше на маршруте бездорожья, тем меньше на этот маршрут подходит гравел.
Двухподвесы (велосипеды с амортизацией переднего и заднего колеса) —кроскантрийные, с некоторыми оговорками допускаются для всех видов туризма, хотя и не очень удобны для этих целей.
Байки для даунхилла и фрирайда не пригодны для туризма.
Складной велосипед и ситибайк в очень редких случаях может подойти, но нужно уточнять каждую конкретную модель.
Складники, ситибайки (складные либо прогулочные велосипеды). Некоторые разновидности вполне подходят для ПВД с машиной сопровождения либо для лайтового евротуризма, однако в общей своей массе не пригодны для туризма. Более детально по конкретному велосипеду необходимо проконсультироваться с вашим проводником.
Электровелосипеды, BMX и велосипеды для уличного или трюкового катания, шоссейные, трековые, фиксы (спортивные велосипеды на тонких колёсах), круизеры, велосипеды похожие на харлей, синглспиды и ретробайки (как был у дедушки) — совсем не пригодны для туризма!
Трайки (трехколёсные), моноциклы (одноколёсные) — ну вы тоже поняли. Отдельное внимание обратите на АшанБайк — такая каста велосипедов, которая внешне может выглядеть, как любой из вышеперечисленных типов, но при этом качество и надёжность компонентов настолько плохого состояния, что использование таких велосипедов в туризме категорически не рекомендовано (могут продаваться не только в Ашане, но и на Авито, Али, Озоне, рынках и т.д.)
Если вы не уверены, какой у вас велосипед и подходит ли он под маршрут, или же вы только планируете приобрести байк для велотуризма, задавайте все возникающие вопросы, поможем разобраться!
Конкретный список зависит от многих факторов: времени года, региона, сложности маршрута, его продолжительности, размера группы, наличия автономных участков, препятствий на маршруте. И много чего ещё. Не последнюю роль при подборе снаряжения играет уровень финансовых возможностей. Понятно, что лучше использовать современное профессиональное ультралайт снаряжение, но и стоимость такого комплекта для многих может стать неприемлемой.
Для начала хотелось бы разделить необходимое снаряжение на общетуристическое и узкоспециализированное велосипедное.
Сюда можно отнести всё то, что нужно туристу в походе, а именно бивуачное снаряжение и экипировка. В велотуризме более критичным является объём, а не вес снаряжения. Также важно помнить, что любое снаряжение – компромисс между его ценой, весом, надёжностью и характеристиками. Наша задача – найти правильный баланс в зависимости от маршрута.
Кроме самого велосипеда и системы перевозки багажа, можно отнести следующее:
Необходимый минимум: Мультитул велосипедный (или набор шестигранников), насос, велоаптечка – запасная камера подходящего размера, монтажная лопатка и запасные заплатки (лучше самоклейки), смазка цепи.
Если есть азы навыков ремонта: ремнабор для бескамерки (если резина стоит бескамерно), выжимка цепи, спицевой ключ
Опционально: мультитул обычный с пассатижами, армированный скотч или изолента, проволока или хомуты, тросик с замком (желательно возить с собой, чтобы пристёгивать велосипед во время ночёвок или осмотра достопримечательностей).
Для перевозки снаряжения используется монообъёмный велорюкзак (другие названия: велобаул, штаны). Необходим крепкий надёжный багажник, на который этот баул цепляется.
+ Этот вариант отлично подходит для новичков, так как такой рюкзак проще всего собирать и прикреплять на велосипед. Ещё одним неоспоримым преимуществом является то, что большинство таких велорюкзаков имеют лямки, как у обычных туристических рюкзаков, что делает их транспортировку более удобной.
- К недостаткам можно отнести ощутимую потерю в управляемости велосипеда из-за сильного смещения центра тяжести на заднее колесо и необходимость использования отдельной внутренней гермоупаковки, т.к. в виду конструктивных особенностей такие рюкзаки редко бывают герметичными сами по себе.
Для перевозки снаряжения используется несколько отдельных сумок разного объёма, наподобие Ortlieb.
+ Такие сумки вешают как над задним, так и над передним колесом, а чаще всего используются сразу и там, и там, что существенно улучшает развесовку груза по велосипеду, поэтому необходимы задний и (или) передний багажники. Чаще всего такие сумки сразу бывают герметичными, что позволяет перевозить снаряжение без дополнительной гермоупаковки. Так же за счёт комбинации разного количества таких сумок проще регулировать необходимый объём.
- К недостаткам можно отнести гораздо более высокую стоимость по сравнению с предыдущим вариантом и более сложную транспортировку вне велосипеда, ведь в данном случае вместо одного большого рюкзака, который можно закинуть на плечи, нужно нести несколько сумок поменьше и сам велосипед.
Способ, при котором всё снаряжение расположено в небольших по объёму сумочках, которые равномерно распределены по всему велосипеду. При таком варианте велосипед практически не теряет в управляемости, однако сильно уменьшается полезный объём сумок, что, как следствие, ведёт к необходимости серьёзной оптимизации снаряжения и граничит с идеями легходства. Байкпэкинг в чистом виде подходит только опытным туристам, которые точно знают тот минимум снаряжения, с которым можно пройти маршрут, не подвергая свою жизнь серьёзному риску. Однако многие байкпэкинговые сумочки очень удобны, поэтому их часто комбинируют с другими вариантами.
Любой из перечисленных вариантов имеет свои преимущества и недостатки и подбирается под конкретный маршрут.
Для новичков наиболее оптимальный вариант — велорюкзак. А уже дальше, с приобретением некоторого опыта, появится понимание, какие сумки приобрести для дальнейшего развития в теме. Категорически не рекомендуется использование обычных заплечных рюкзаков для велотуризма. Это, конечно, возможно, но удовольствия в этом мало!